Аббасова Ольга Александровна
Статья "Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования"
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а следовательно и неотъемлемым средством развития личности ребенка.
Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное творчество, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением.
Изучением эстетического воспитания в младшем дошкольном возрасте в России занимались такие авторы, как: Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, В.А.Левин, И.П.Волков, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая. В их трудах говорится, что эстетическое воспитание находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею, что, в свою очередь, позволяет считать, что младший дошкольный возраст – это прежде всего период накопления эстетических знаний, умений, чему благоприятствует повышенная восприимчивость, чувственно-образный мышления младших дошкольников.
Задачи эстетического воспитания находят свое отражение в многообразии источников эстетического воздействия, в сложности путей эстетического развития человека, что заключается в умении воспринимать и чувствовать прекрасное. Так, можно сформировать основные задачи эстетического воспитания:
1. Развитие эстетического восприятия, обучение способности воспринимать прекрасное в природе, искусству, окружающей жизни.
2. Воспитание эстетического вкуса, способности оценивать, замечать прекрасное прекрасное.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, что подразумевает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей.
Рисование, как средство эстетического воспитания детей это, нечто иное, как изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте. Что бы грамотно развивать творческие способности детей, воспитатель должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста носит эмоциональный, творческий характер, что в обуславливает создание воспитателем всех условий для ее протекания: обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления и воображения.
Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка, это органическая, природная потребность, путь, по которому может выявляться и реализовываться на бумаге внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью несут в себе огромные возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Посредством систематических занятий рисованием сформировываются важнейшие высшие психические функции, такие как воображение и память, развивается мелкая моторика руки, а следовательно, и связанные с ее развитием мышление и речь.
Для детей младшего дошкольного возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, проявляющийся у детей в процессе рисования посредством композиционного сочетания цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков.
Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия. К ним можно отнести словесно-наглядный прием, подразумевающий под собой беседу, а так же наглядно-образный, игровой приемы.
Первый и самый важный этап в развитии художественных способностей детей начинается с момента, когда малыш начинает знакомиться с художественными материалами и атрибутами - бумага, карандаш, краски, мелки. В 2-3 года ребенок приобретает навык правильно держать карандаш, кисть, знает как правильно пользоваться ими. Именно на первом этапе важно заинтересовать детей, привлечь их внимание. Например, можно предложить такой способ как рассматривание ярких картинок, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, рассказа.
Известно, что уже в младшем возрасте ребенок может связывать цвет с образом предмета. Окрашивание цветом помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Яркие, цветные изображения вызывает у детей положительные эмоции. Ребенок наслаждается понравившимся цветом карандаша, полюбившейся краской, используя их наиболее часто в рисовании.
У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому воспитатель должен лаконично и грамотно управлять процессом творческой деятельности, должен научить детей умению слушать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
В ходе занятий по изобразительному искусству постоянно происходит расширение и закрепление представлений о мире, что способствует воспитанию чувств и формированию новых понятий. На занятиях рисованию дети приобретают навыки и умения по работе с различными материалами, способности творчески использовать умения в процессе изображения предметов. Все это в совокупности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Ребята первой младшей группы еще не умеют заниматься организованно, не приобрели еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия по рисованию в начале года рекомендуется проводить индивидуально или в небольших группах - по 4-5 человек. Постепенно, количество детей в группе необходимо увеличивать - сначала до 10-12 человек, потом до 15-20 человек.
Важно заметить, что не стоит принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет, не настаивать на его участии в занятий. В такой ситуации необходимо дать ребенку отдохнуть, заняться интересующей его игрой, или, можно предложить ему понаблюдать, как рисуют другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята активно и с интересом рисуют, в скором времени яркий и привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в работе группы.
Таким образом, можно сформировать ряд целей и задач по планированию занятий по рисованию в младшей группе:
1. Обучение умению и в дальнейшем овладение навыком правильно держать карандаш.
2. Обучение умению свободно ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, геометрические фигуры, правильно подбирать и применять цвета и т.д.
3. Развитие мелкой моторики, речи дошкольников.
4. Ознакомление с окружающим миром, расширение знаний о действительности.
5. Формировать устойчивого интерес к рисованию.
В соответствии с возрастной - младший дошкольный возраст, можно порекомендовать использовать в качестве средств художественного творчества цветные карандаши, бумагу, краски, гуашь, различные игрушки и предметы.
Методами обучения рисованию в период младшего дошкольного возраста будут следующие:
1. Рисование в воздухе – рисование линий, фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Это помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.
2. Совместное рисование – сплоченные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Использование этого метода помогает в научении ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него с определенной силой во время рисования.
3. Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. Использование метода позволяет закрепить приобретенные ребенком навыки, у воспитателя есть возможность планировать сложность рисунка, время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе, уровня их умений.
4. Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному воспитателем сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.
Таким образом, младший дошкольный возраст - это особенный, сенситивный возраст для осуществления эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет воспитатель, семья, все его окружение [5, с. 18]. Именно в этот период возможно не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру, начинается развитие эстетических качеств будущей личности.
Помимо важнейшей задачи формирования художественно-эстетического отношения детей к окружающему и искусству, эстетическое воспитание, реализуемое методом рисования, параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственной стороны, расширяет познания о мире, обществе и природе.
Следовательно, основная задача обучения рисованию – помощь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Роль родителей в играх детей
Игра-потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами. Содержание игр, которые дети придумывают, в отсутствии родителей, приходиться только догадываться, а потом разводить руками.
В наше время, все чаще можно слышать от родителей, что ребенок сам не хочет ни во что играть, что у него много игрушек, а ему интересен только телевизор и компьютер. Однако, когда начинаешь подробнее выяснять причины, оказывается, что когда ребенок просил поиграть с ним, родители были постоянно заняты или говорили, что уже взрослые и в игры не играют. Таким образом ребенок заполнил реальную жизнь виртуальным пространством.
Не лучше ли вступить в игровое сообщество вместе с ребенком, несмотря на свою взрослость и занятость? Ведь дом, где прописана игра, всегда веселый дом, а его жильцы- незаурядные люди, которые, понимая, что детство-очень короткая пора, не портят его своим детям, а сами за счет игры продлевают свою молодость.
Ребенок потянется с удовольствием к взрослому, многое простит ему, если он будет играть с ним, и отдалится если будет постоянно слышать назидания, сухие ответы и нравоучения.
Очень часто мы предпочитаем, чтобы ребенок играл в спокойные игры, ведь так проще, безопаснее и спокойнее. Многих родителей сковывает страх, что ребенок при активной и подвижной игре может сломать что-то, разбить, упасть и т.д.
Стоит задуматься, что первый игровой опыт ребенок все-таки должен получить от любящих родителей.
Польза игры заключается в том, что через нее ребенок раскрывается независимо от его воли и желания. Мы с удовольствием входим в роль и играем упоенно, сладостно, радуемся как дети, и не замечаем, как выглядим смешно, неразумно, не по взрослому.
Эту удивительную способность игры давно заметили и оценили медики разных направлений. Игру с успехом применяют для лечения психических заболеваний у детей, дефектов речи, движения. Игра снижает физическую усталость, а положительные эмоции от игры, становятся просто лекарством.
Благодаря игре мы становимся более раскованными, а это очень важное качество, которое становится для нас редкостью. А ведь в игре мы можем почувствовать себя освобожденным, раскованным, легким, способным преодолевать многое в жизни.
Очень часто мы предпочитаем, чтобы ребенок играл в спокойные игры, ведь так проще, безопаснее и спокойнее.
Многих родителей сковывает страх, что ребенок при активной и подвижной игре может сломать что-то, разбить, упасть и т.д. Но ни в коем случае не мешайте развитию его фантазии, мышлению, опыту. Подстрахуйте его, где необходимо, предложите новое развлечение, когда прежняя игра стала опасной. Пусть он переживает эмоциональные бури, горести поражения и радости побед в играх.
Самое страшное для ребенка-это скука существования.
От скуки ребенок может пойти даже на наказание, лишь бы что-нибудь произошло и это сильное ощущение, избавило бы его от скуки, царящей вокруг него. Вот почему, отложите все дела, забудьте о проблемах и окунитесь в мир игры с ребенком.
Скука - это когда ничего нельзя, скука - это когда все можно. Одинаково скучно, когда нечего преодолевать в жизни. Ведь без преодоления не бывает и радости приобретения.
Скука - это когда ты никому не нужен, и с тобой некому поиграть, поэтому очень часто в семьях, где ребенок один, можно слышать как дети просят братика или сестренку, чтобы ему было с кем играть.
В эпоху урбанизации, мы все живем в квартирах, где детям неуютно, потому что нельзя бегать, прыгать, стучать, шуметь, кричать, петь и т.п.
Да мало ли еще чего нельзя. Но зато можно бесшумно передвигаться и не мешать родителям жить своей взрослой жизнью.
Как же можно помочь нашим детям, в сегодняшних реалиях жизни?
Нужно просто научиться быть родителями, а не только кормильцами.
Придумайте совместную игру, это может быть домашний спектакль, сценарий, которого придумайте с ребенком. Проведите репетицию, нарисуйте билеты, пригласите друзей и родню или просто покажите спектакль папе.
Итак, открывается занавес, звучит музыка, гаснет свет…..
А может вы захотите поиграть всей семьей, соорудите палубу корабля, развесьте флажки, пусть папа будет капитаном, мама - боцманом, дети матросами или наоборот.
Можно придумать очень много совместных интересных и веселых игр, а главное вы увидите, как изменится моральный климат в вашем доме.
Ребенок очень рад каждой минуте, подаренной ему родителями.
Общение в игре не бывает бесплодно для детей. Чем больше вы уделяете совместному времяпрепровождению, тем больше взаимоотношения, общих интересов, понимания и любви будет между вами в дальнейшем.