Хавкина Татьяна Александровна
Методическая разработка на тему: Выступление-занятие на собрании родителей будущих первоклассников в детском саду «Скоро в школу»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе;
• определить, что входит в понятие «психологическая готовность к школе»;
• вовлечь родителей в процесс анализа возможных будущих трудностей их детей;
• вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Этап знакомства:
Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть вас. Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье, — поступление ребенка в школу.
Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка:
• испытываете сильное беспокойство, — поднимите две руки;
• слегка волнуетесь, — поднимите одну руку;
• если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребенка, — сложите руки перед собой, как ученики.
На будущий год ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:
• Как подготовить ребенка к школе?
• Когда начать подготовку?
• На что нужно обратить внимание, чтобы переход из дошкольного образовательного учреждения в школу был менее болезненным?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК:
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе — это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко. Посещая уроки в первых классах, видишь, с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники (неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление).
Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детьми до школы цифры и буквы воспринимаются как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого.
А для чего же школа, как не для того чтобы научить ребенка читать, писать, считать? Что он будет делать в первом классе? Скучать? Баловаться? Терпеть?
Занятия в различных кружках по подготовке к школе, конечно, расширяют кругозор и общую осведомленность, но только «сильных», развитых, способных детей, детям «слабым» такое обучение до школы чаще всего вредит, так как создает дополнительную нагрузку на нервную систему, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны. Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно будет переучить!
Приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у малышей были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности — учебной.
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому па этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и др.
Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.
Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.
Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, то есть готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту.
Содержательная сложность отмеченной проблемы заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно — школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.
Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случаях:
1. Ребенок в дошкольном детстве не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
2. Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
3. Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК:
А. Родителям предлагается ответить, из каких источников ребенок может получить информацию о школе? (Цель: помощь в осознании родителями собственного воспитательного влияния; профилактика деструктивных родительских установок)
• Информация, получаемая из СМИ, фильмов, мультфильмов, литературы.
• Информация, получаемая от различных взрослых, других детей.
• Информация, получаемая от значимых взрослых, от их отношения к школе, веры в успех своего ребенка.
Б. Родителям предлагается рассказ мамы, сын которой уже ходит в школу.
«Может быть, мы виноваты сами — чуть ли не с двух лет твердили, что он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый — он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну как многие мальчишки. В школу он пошел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу — вдруг опять двойка? И конечно, они повторились. К пятеркам сын уже не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят — всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя… Заговори с ним о школе — тускнеет…»
В. Родителям надо предугадать, каким может быть внушающий эффект для ребенка — будущего первоклассника следующих фраз, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
1. Вот пойдешь в школу, там тебе…(Страх.)
2. Ты, наверное, будешь двоечником?! (Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу.)
3. Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)
4. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка. Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
5. Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Перед ребенком ставятся невыполнимые задачи, его толкают на путь заведомого обмана.)
6. Попробуй мне только еще сделать ошибки в работе! (Ребенок находится под постоянной тяжестью угрозы наказания за то, что он «плохой»; у него могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности.)
Рекомендации психолога:
Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам — запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Заключение и обратная связь:
Для ребенка переход в школу — трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент — самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, так как ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств недостает нашим первоклассникам. К примеру, за время перерыва нужно приготовиться к уроку, сходить в туалет, отдохнуть. Звенит звонок, а дети все еще копаются в портфелях, щелкают пеналами. Поэтому все, что посильно для ребенка дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно.
Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны хорошо усвоить, что к режиму дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные моменты, уметь поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству.
Первый год в школе — сложный период. Иногда родители могут спровоцировать школьный стресс, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологические особенности ребенка.
Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению:
• Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться.
• Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями.
• Умеет общаться и работать в коллективе.
• Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми.
• Стремится к самосовершенствованию.
А теперь, пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на ваш вопрос остро необходим кому-то из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и решительнее. Спасибо за внимание!