Шиловская Ольга Сергеевна
Методическая разработка педагогической поддержки ребенка с низкой самооценкой.
Цель методической разработки: Помочь ребенку обрести уверенность в себе, повысить и закрепить самооценку ребенка.
Задачи:
1. повышение значимости ребенка в детском коллективе;
2. развитие субъектности к собственной личности;
3. развитие индивидуальности ребенка;
4. помощь ребенку в преодолении препятствий и трудностей, опираясь на его собственные возможности и способности;
5. поддержать положительные проявления ребенка и удержать от отрицательного(не скатиться вниз).
Участники методической разработки: ребенок, детский коллектив, педагог, родители.
Характеристика ребенка: Алиса 6 лет. Любит рисовать, ходит в кружок изо-студию. Мало контактирует со сверстниками, не проявляет активность в беседах сними. Дружит только с двумя детьми. Сильно и часто обижается. Общению предпочитает творческие виды деятельности или играет одна. Часто спрашивает у педагога, хорошо ли она справилась с заданием но даже после положительного комментария все равно говорит, что у Тани/Пети/Кати сделано лучше. "А маме вообще не понравится, цвет не тот".
Этапы педагогической поддержки.
1. Констатирующий этап.
Подтверждение о наличии низкой самооценки ребенка выраженной в той или иной степени.
- Тест "Лесенка". Если тест показал позицию ребенка от 4 ступеньки и ниже проводится дальнейшая работа. (Результат Алисы - 4 ступенька, свое расположение объясняет тем, что иногда плохо сбя ведет, не нарисовала кукле платье, не собрала игрушки и тд).
- Беседа с родителями.
-как отзывается о себе?
-что говорит о других детях?
-как деятельность ребенка оценивают сами родители?
-как ребенка хвалят дома?
- Рекомендации для родителей.
2. Мотивационный этап.
Обсуждение результатов "Лесенки". Пояснение, что она хорошая и ничем не отличается для других детей, а в чем то даже лучше. "Заключение пари": Давай я покажу тебе, что ты самая талантливая и все дети к тебе хорошо относятся. Это будет будет совсем не сложно, ведь это-правда". (Алиса соглашается).
3. "Включение"
- Праздник "День Алис":
-выставка поделок Алисы;
-чтение педагогом стихотворения про Алису;
-игра "комплименты";
-подведение итогов праздника вместе с ребенком.
- Подготовка и участие ребенка в конкурсе творческих работ(с последующим вручением грамоты).
- Обучение новой игре "Шерок Холмс", чтобы ребенок смог предложить ее детям.
- Обучение технике "twisting"-изготовление красивых поделок из воздушных шаров" С той же целью.
- Создание Ситуаций успеха.
Пример:
-Завтра мы вместе с тобой проводим мастер-класс во твистингу. Все получится, ты обязательно справишься!
-У тебя вышла очень красивая работа: это очень здорово! Давай ее всем покажем!
-Подготовка фокуса с веревочкой, показ фокуса детям.
- Игры на эмоциональное сближение и развитие уверенности детей (участвует весь детский коллектив).
- Работа со сказкой "Роза и Ромашка".
- Постановка любимой Алисиной сказки А.И. Понтелеева "Две лягушки".
- Публичное награждение за участие и победу в конкурсе.
4. Закрепительный этап.
Совместной обсуждение успехов и неудач предварительных этапов. Подведение к осмыслению ребенком и педагогом нового опыта деятельности.