Пятница
03.05.2024
17:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ГБДОУ детский сад №53 Красносельского района СПб
Главная Регистрация Вход
Методическая разработка "Эмоциональное развитие детей 6-7 летнего возраста" »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сулименко Надежда Владимировна

Методическая разработка

Автор: Сулименко Н.В.

Тема: «Эмоциональное развитие детей 6-7 летнего возраста»

 

Содержание.

  1. Введение................................................................................................................................. 3
  2. Основная часть........................................................................................................................ 5

      2.1 Методическая разработка темы............................................................................................... 5

      2.2 Структура занятий................................................................................................................... 6

      2.3Итог занятий........................................................................................................................... 22

  1. Заключение............................................................................................................................ 23
  2. Список используемой литературы........................................................................................... 25

Введение.

В своей повседневной работе большое внимание я уделяю развитию эмоционально-волевой сферы детей, так как считаю его одним из первостепенных направлений развития личности ребенка. Изучение происхождения человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение: воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т.д.). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов. Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов. Всё вышеизложенное доказывает актуальность и значимость темы.

Основная часть. Методическая разработка темы.

Основная цель данной работы - способствовать развитию эмоциональной сферы детей, умению понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других. Для осуществления данной цели я проводила игровые и познавательные занятия, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомила детей с эмоциями.

Используя имеющуюся методическую литературу, я составила конспекты серии занятий, которые стали частью всей моей работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На этих занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). При составлении занятий я предусматривала знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, также важны для развития детей, что в свою очередь является перспективным направлением моей будущей работы.

Занятия проводились один раз в неделю со всеми детьми. Они были включены в перспективное планирование в качестве занятий по ознакомлению с окружающим миром и проводились в отведенные для этого утренние часы.

Структура занятий.

Занятия разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

 

 

I раздел

Цель занятий 1 раздела:

  • познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
  • учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;
  • продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения; развивать эмпатию.

Занятие 1. Радость.

  1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла» Вопросы к детям:
  • О чем вы думали, когда слушали музыку?
  • Что чувствовали?
  • Что хочется делать под такую музыку?
  1. Повторное прослушивание музыкального произведения

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

  1. Беседа

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость.

Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

  1. Рисование на тему «Радость»

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

  1. Ответы детей на вопрос:

 

  • Что такое радость?

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

  • Радость - это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного, а большая - когда у всех.
  • Радость - это когда праздник.
  • Радость - когда никто не плачет. Ни один человек.
  • Радость - когда нет войны.
  • У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
  • Радость - это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!» (М. Потоцкая «Что такое радость»)
  1. Хоровод

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

 

 

Занятие 2. Горе.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье». Вопросы к детям:

  • Каков характер этих пьес?
  • Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем - второе.

  1. Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить:

  • Когда герои этих сказок переживали горе?
  • Как они справились с горем?
  1. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем - заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.
  2. Драматизация ситуации «Пропала собака»

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

  • Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?
  • Кто лучше всех тебя успокоил?

 

 

 

 

Занятие 3. Гнев

  1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

  • Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
  • Как описал автор гнев Умывальника?
  • Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых

изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

  1. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

  1. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились
  2. Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

  1. Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу

гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

 

 

Занятие 4. Страх

  1. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики. Игра повторяется несколько раз.

  1. Упражнение «Найди пиктограмму»

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных. Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

  1. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки

Вопрос к детям: - Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

  1. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха) Вопрос к детям: - Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

1. Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка».

2. Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

 

 

Занятие 5. Удивление

  1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона)

Вопросы:

  • Какие чудеса описывает автор?
  • Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

  1. Упражнение «Зеркало»

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.

Вопрос: - Что общего в том, как вы изображали удивление?

  1. Игра «Фантазии»

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

  • К нам пришел слон...
  • Мы оказались на другой планете...
  • Внезапно исчезли все взрослые...
  • Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах... II раздел

Цель занятий II раздела:

  • продолжать знакомство детей с эмоциями радости, горя, гнева, страха и удивления;
  • закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
  • расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;
  • продолжать развивать эмпатию, воображение.

Занятие 1. Радость и горе

  1. Знакомство с гномами

К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный, а другой - грустный. Одеты гномы одинаково. Гномы знакомятся с детьми. Вопросы к детям:

  • Чем похожи гномы?
  • Чем отличаются?
  • Как вы думаете, что могло огорчить Кирюшу?
  • Что могло обрадовать Антошу?
  1. Литературные загадки

Дети делятся на две группы (Кирюши и Антоши). Группам по очереди предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Кирюшина (грустного клоуна) команда поднимает руку, когда прочитают радостный отрывок, Антошина (радостного клоуна) команда реагирует на грустный отрывок.

Литературные отрывки:

  • Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица... (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)
  • Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей обвенчался Елисей, И никто с начала мира не видал такого пира, Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»)
  • Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушачьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала - не нашла и говорит

Ивану-царевичу: - Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

  • Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит: - Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду! Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
  • Иванушка говорит: - Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца! - Не пей, братец, козленочком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок - и плачет, а козленочек возле нее скачет. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  • Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает руки и не

ошибается.

3. Рисование гномов

Предложить детям нарисовать портреты Кирюши и Антоши. Когда дети закончат рисовать, подарить портреты гномам. Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается.

  1. Хоровод

Дети вместе с гномами водят хоровод.

  1. Прощание

Дети прощаются с гномами, а Кирюша обещает чаще улыбаться. Занятие 2. Радость и гнев

  1. Беседа с детьми по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» (предварительно прочитать детям эти сказки)

Вопросы:

  • Чем вызвано чувство гнева у героев сказки «Лиса и журавль»?
  • Чем вызвано чувство радости?
  • Что разозлило героев сказки «Мужик и медведь»?
  • Что их обрадовало?
  • Как выражали герои обеих сказок гнев и радость?
  1. Рассматривание картины «Медвежья семья» Вопросы к детям:
  • Что изображено на картине?
  • Как вы думаете, какое настроение у медведей?
  • Чему они рады?
  • А какое чувство испытывают пчелы?
  • Почему?

Детям предлагается показать, как сердятся пчелы.

  1. Игра «Медведи и пчелы»

Дети делятся на две группы. Одна группа - пчелы, другая - медведи. Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их. Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы -выражать гнев.

3. Кукольный спектакль «Капризка», сокращенный вариант. Занятие 3. Гнев, удивление

1. Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой.

 

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

- Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

2. Рисование облаков

 

Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить гневное облако, на другом - удивленное.

  1. Выставка рисунков

Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака были отделены от облаков, которые удивляются.

Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга. Найти самое гневное облако и самое удивленное.

  1. Игра «Облака»

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая - удивляется, глядя на гневные облака. Затем дети меняются ролями.

  1. «Произнеси фразу»

Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного или гневного облака.

 

 

Занятие 4. Радость, горе, страх 1. Литературные отрывки

Предложить детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице.

Отрывки из произведений:

  1. Плачет серый воробей: - Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно - В поле зернышка не видно.
  2. Но мохнатые боятся: - Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст, Он нам солнца не отдаст!
  3. Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: - Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
  4. И прибежала зайчиха И закричала: «Аи-Аи! Мой зайчик попал под трамвай!.. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!»
  5. Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися. Только и слышно, Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.
  6. И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Вопросы:

  • Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?
  • Какие чувства вам было легко передать, а какие - трудно? Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.

 

  1. Игра «Гномики»

Детям предъявляется плакат с изображениями радостного, испуганного и

грустного гномика.

Вопросы:

  • С кем из гномиков вам хочется играть?
  • Кто из гномиков испугался прививки?
  • Какой гномик разбил свою любимую чашку?
  1. Рассказы детей

Предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

 

Занятие 5. Радость, горе, удивление 1. Этюд «Хорошая погода»

Детям предлагается представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки. Вопрос: - Какое у вас сейчас настроение?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму из заранее приготовленных.

  1. Этюд «Плохая погода»

Детям предлагается представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов. Вопрос: - Какое у вас настроение? Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

  1. Этюд «Погода изменилась»

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Вопрос: - Что с вами произошло, когда вы представили себе такие

неожиданные перемены в погоде?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

  1. Рисование эмоций

Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая - горе, третья - удивление.

«Листы радости, горя и удивления» дети рассматривают и сравнивают (вместе с учителем).

 

 

 

 

Занятие 6. Радость, страх, удивление

  1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Вопросы к детям:

 

  • Что почувствовали Вова и Владик, когда шляпа поползла?
  • Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?
  • Какое чувство пришло на смену удивлению?
  • Как ребята выражали радость?
  1. Рисование эпизодов из рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Детям предлагается изобразить эпизод по выбору:
  • мальчики испугались;
  • мальчики удивились, увидев котенка под шляпой;
  • мальчики обрадовались.

 

  1. Обсуждение детских рисунков

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам. Обращается внимание на то, как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций.

  1. Рассказы детей

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались.

  1. Упражнение «Зеркало»

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

 

 

 

 

 

 

III раздел

Цель занятий III раздела:

  • закрепить знания об эмоциях;
  • продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;
  • развивать эмпатию. Развлечение «Страна сказок»

1. Рассказ о путешествии по стране сказок

Рассказать детям о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика.

  1. Первый домик с пиктограммой гнева. Дети называют эмоцию

Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.

Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу

Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить путешествие.

  1. Второй домик с пиктограммой страха. Дети отгадывают эмоцию Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она выгнала его из собственного дома. Вопросы детям:

 

  • Кто пытался помочь зайчику, но не помог?
  • Почему звери не смогли помочь зайчику?
  • Как пугала лиса зверей?
  • Кто помог зайчику?

Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух выгоняет лису. Для этого выбирают детей на роль лисы и петуха. Зайчик благодарит детей, и путешествие продолжается.

  1. Третий домик с пиктограммой горя. Дети называют эмоцию Предлагается рассмотреть картину В.М. Васнецова «Аленушка». Вопросы:
  • Кто написал эту картину?
  • Как она называется?
  • Как художник показал горе Аленушки?

После того, как дети ответят на вопросы, из домика выходит Аленушка. Она рассказывает детям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку. А чтобы чудо свершилось, дети должны назвать пословицы о горе.

Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благодарят детей. Дети продолжают путешествие.

  1. Четвертый домик с пиктограммой удивления. Дети называют эмоцию

Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспомнить эпизоды из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», в которых герои удивляются. Карлсон просит детей рассказать, чему они удивлялись в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанцевать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют. После танца дети продолжают путешествие. 6. Пятый домик с пиктограммой радости. Дети называют эмоцию. Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспомнить:

  • Каким героям вы помогли?
  • Какие чувства вы при этом испытали?
  • Каких веселых героев сказок вы знаете?

Затем Буратино предлагает детям поиграть в игру «Хоровод сказочных героев».

Дети встают в круг и, двигаясь по кругу, изображают веселых сказочных героев, которых называет Буратино. Развлечение «В царстве снежной королевы»

  1. Герда ищет Кая

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

  1. Встреча с Принцессой

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку. Отрывки из музыкальных произведений:

  • С. Рахманинов «Полька» (радость);
  • Л. Бетховен «К Элизе» (печаль);
  • М. Глинка «Руслан и Людмила», увертюра (удивление);
  • Д. Кабалевский «Петя и волк» - отрывок (страх);
  • Л. Бетховен «Сюита до-минор» (гнев). Принцесса показывает дорогу.
  1. Встреча с маленькой разбойницей

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникали у людей и животных в разных ситуациях:

  • Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.
  • Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.
  • Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.
  • Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котел.
  • Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

  1. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной королевы

У дворца Снежной королевы кружатся снежинки и не дают Герде пройти, просят ее и детей поиграть с ними.

  1. Игра «Снежинки»

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец.

  1. Встреча с Каем

Герда встречается с Каем. Но чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию - радость.

  1. Возвращение домой

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.

Итог занятий.

Все занятия проходили на высоком эмоциональном уровне. Дети с радостью включались в исполнение заданий.

Хотя были моменты, насторожившие меня на первых этапах проведения занятий. Несмотря на то, что я как педагог давно знакома этим детям и пользуюсь в их среде доверием и уважением, не сразу нам удалось наладить откровенный диалог. Зажатость вызывали открытые вопросы, направленные на выяснение конкретного жизненного опыта детей, связанного с переживанием тех или иных эмоций. Я связываю этот факт в большей мере не с отсутствием доверительных отношений в коллективе, а скорее с недостаточным уровнем развития эмоционального словаря детей и, в соответствии с возрастом, не достаточной критичностью восприятия собственных чувств, эмоций, переживаний.

По итогам работы была оборудована выставка детских работ «Наши эмоции». Также были оформлены альбомы под названиями «Детские радости», «Цвет эмоций».

Заключение.

Ценность таких занятий заключается в следующем:

  • у детей расширяется круг понимаемых эмоций;
  • они начинают глубже понимать себя и других;
  • у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Комплекс занятий помог научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Дети познакомились с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других.

При проведении работы я стремилась к тому, чтобы дети постепенно осознали: одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разные настроения; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания. Многие занятия предусматривают использование знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с моей помо­щью смогли сопоставить их с собственным личным опытом. Это помогло им разобраться в некоторых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

Эта работа в дальнейшем даст возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества. Однако для себя я поставила задачу не забывать и о правилах безопасного поведения: нельзя воспитывать в детях абсолютное бесстрашие, напротив, им надо объяснять, как важно в некоторых случаях быть осторожными (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях, когда остаешься один дома). При этом целесообразно побеседовать с детьми о необходимости доверия к близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

В старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Такие занятия учат их не только выражать свои эмоции так, чтоб они были ясны окружающим, но и понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек.

Кроме того, на этих занятиях дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

В старшем дошкольном возрасте предоставляется возможность учить детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию, что я активно использовала в своей деятельности.

Эти занятия предусматривают знакомство старших дошкольников со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, ярко, лучис­то). Порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, так как у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей. Кроме пользы для детей, такой вид работы оказал благоприятное влияние и на меня, как педагога. Эти занятия помогли мне лучше понять эмоциональный мир детей, лучше узнать их переживания в различных ситуациях, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, тяжелые моменты становления его личности, сложности в социальной адаптации.

Список используемой литературы.

1. Карманенко Т.Н., Карманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. - М., 1982

2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001

3. М. Потоцкая «Что такое радость» - М.: Малыш 1991.

4. Программа эмоционального воспитания дошкольников «Я- Ты - Мы». -СПб.: Питер, 2004

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей