Суббота
04.05.2024
13:34
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ГБДОУ детский сад №53 Красносельского района СПб
Главная Регистрация Вход
Статья «ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ» »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Овчарова Ольга Васильевна

Статья «ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ»

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве является его готовность к обучению в школе.

Проблема готовности ребенка к школе является важной с точки зрения его успешного обучения и освоения школьных знаний, с точки зрения адаптации ребенка к школе и сточки зрения развития личности ребенка.

 

В наше время социальных потрясений воспитание, развитие и образование маленьких детей становится все более противоречивым процессом. До сих пор родители и педагоги, ученые и философы ведут не утихающие споры вокруг того, какими путями должна развиваться личность ребенка. Причем одни из них делают акцент на интеллектуальном развитии (память, сознание, воображение и т.д.). Другие же видят главным камнем преткновения физическое развитие ребенка: его здоровье, склонность к заболеваниям, наследственные факторы и прочее. Третьи апеллируют на развитие социально значимых качеств в ребенке (общительность, честность, правдивость, справедливость, ценностные ориентиры и пр.).

 

Процесс  перехода ребенка из детского сада в школу является

достаточно   трудным   в   его   жизни,   требующим   напряжения   всех

физиологических систем организма, эмоциональноволевой сферы. Чтобы

этот период для него был менее болезненным, его нужно заблаговременно

готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только

определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и

психическое здоровье. Таким образом, под готовностью к школьному обучению следует понимать «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому и организованному обучению. Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания) и т.д...»

 

Бесспорно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанных с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, чем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления.

 

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье.

Как показало изучение этой проблемы и в эксперименте, и при массовом обучении детей с шести лет, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность ребенка («школьная зрелость») - это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

 

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению,

труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе.

У них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения. Среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

 

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов. К концу подготовительного периода у детей, как считают психологи, должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность.

Физиологическая готовность к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения.

Социально-психологическая или личностная готовность к обучению в школе - подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Развитие этой готовности, как считают психологи, связано с возрастным кризисом семи лет. Ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Он переживает переходную ступень: он уже не дошкольник, но еще и не школьник.

Психологическая готовность к обучению в школе - данный вид

готовности представляет собой сложное образование и охватывает все

стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к

усвоению   учебного   материала.   В   качестве   базовых   составляющих

психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить

следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания,

воображения, восприятия, памяти), уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи, эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.д.).

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л.С.Выготского. Он считал, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется прежде всего как утрата детской непосредственности. Л.С.Выготский предполагал, что такая потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Дифференциация становится возможной лишь тогда, когда возникает обобщение своих переживаний. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, представляют собой нечто целое. 6-7 летний ребенок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда возникают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

Появление кризиса в 6 - 7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.

Сформированность личностной и социально - психологической готовности ребенка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника».

Л.С.Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.

Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности. Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

В работах Л.И.Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И.Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника, представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.»

Аналогичные взгляды развивал А.В.Запарожец, который отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая, особенности ее мотивации, уровне развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д...»

Д.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Д.Б.Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.»

Д.Г.Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет:

1).произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

2).уровень сформированности семиотической функции;

3).личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.

Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.

В работах Е.Е.Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяется три сферы - отношение к взрослому; к сверстнику; к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Рассматривая важную проблему - психологическую готовность ребенка к школе следует помнить, проявляя заботу о будущем, не следует забывать о настоящем, т.к. для полноценного развития наших детей важно, чтобы сегодняшняя их жизнь была богатой, радостной, счастливой; чтобы они сегодня были окружены вниманием, любовью, теплотой.

Нельзя однобоко, узкопрагматически подходить к дошкольному периоду детства, рассматривать его сугубо через призму подготовки ребенка к школе. Все обстоит как раз наоборот.

Д.Б.Эльконин, глубоко проникший в тайны детства и озабоченный будущим шестилеток, писал: «Сам переход на следующий, более высокий этап развития, подготавливается и определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода...» Он же предупреждал, что если такой переход искусственно форсировать, не принимая в расчет объективных факторов, пострадает формирование личности ребенка.

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей