Хавкина Татьяна Александровна
Нет плохих или не послушных детей, есть дети "похожие" на поступки своих родителей,поэтому стоит вовремя задумываться о том, как мы ведем себя со своими детьми.
В 2004 году окончила НГГУ (г.Нижневартовск), получила специальность бакалавр педагогики, по направлению Психология в образовании. В 2008 году поступила в магистратуру в ЮФУ (г.Ростов-на-Дону),получила степень магистра юридической,военной психологии и криминалистики. Полтора года работала педагогом-психологом в общеобразовательной школе на параллели начальных классов.
Считаю основным достоинством приобретенные и накопленные знания в области семейной, детской психологии и физиогномики. Продолжаю саморазвитие в этих областях.
Советы родителям выпускников детского сада
Последний год перед поступлением ребенка в школу достаточно тревожный для многих родителей. За этот срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своими детьми программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе? Что же такое «готовность к школе»?
Давайте определим что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он отправляется в школу:
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно ей.
2. Возникают отношения «ученик - учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, - во многом зависит от взрослых.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
► интеллектуальную готовность;
► мотивационную готовность;
► волевую готовность;
► коммуникативную готовность.
Подробно:
1.Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, умение устанавливать связи между явлениями и событиями). К 6-7 годам ребенок должен знать:
·свой адрес и название города, в котором он живет;
·название страны и ее столицы;
·имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
·времена года, их последовательность и основные признаки;
·названия месяцев, дней недели;
·основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
2.Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения дети впитывают с легкостью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6 - 7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит его дальнейшая деятельность.
3.Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании.
4.Коммуникативная готовность предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребенка с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Памятка родителям будущих первоклассников.
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям, помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности!
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность!
- Ваш ребенок пойдет в школу, чтобы учиться, у него может что-то получиться не сразу, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку!
- Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением!
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками!
- Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека!
- Учение-это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У ребенка должно оставаться достаточно времени для игровых занятий!
Игры на развитие памяти, внимания, речи
1. Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно прослушать сказку «ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л».
СКАЗКА:
«В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да еще и дразнился:
-Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом, долго смотрел, как лягушонок лепит, и грустно сказал:
-Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось...
-Ничего! - сказал лягушонок. - Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».
2.Игра «Сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше, имеющихся в ней предметов, начинающихся на какую-то букву (например, «К» или «Т»,или «С»). Можно называть не только целые предметы, но и их части, детали. Далее можно попросить назвать круглые или полукруглые предметы, затем - квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом - металлические, затем - предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.д.
Определить самые легкие или самые тяжелые предметы, мягкие и жесткие и т.д.
3. Игра «Построй в темноте»
Можно играть всем членам семьи. На столе лежат 10 - 12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получится столбик выше - тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
4. Игра «Кто быстрее соберет»
Ведущий раскладывает пять различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязываются глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который указывает ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем и может стать ведущим.
5. Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить»
Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Ведущий читает скороговорку, потом повторяет еще раз, и дает возможность медленно повторить «говорящему», после чего, скорость воспроизведения должна увеличиться.
1. На дворе трава - на траве дрова.
2. Архип осип. Осип - охрип.
3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
4. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
5. Наш Полкан попал в канкан.
6. Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать.
7. Мокрая погода размокропогодилась.
8. Ткач ткёт ткани на шапку Тане.
9. Бобр добр до бобрят.
10. Ушел косой козел с козой.
11. Курьера курьер обгоняет в карьер.
Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям.
6. Игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом, бросающий,
громко говорит половину какого - нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его
вторую половину. Например, паро - воз, теле - фон и т.д. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Статья "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"